Детская комиссия в школу. Что такое пмпк и надо ли её бояться

ПМПК или про то как ставят диагнозы детям

Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК.
Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

Комиссия также помогает ответить на такие вопросы:

  • сможет ли ребенок учиться по общеобразовательной программе?
  • нужны ли ребенку дополнительные занятия и какие?
  • что должны делать родители для того, чтобы «скорректировать» дефициты, выявленные в ходе обследования
  • какой вид обучения и какая программа обучения подойдет для данного конкретного ребенка?

Конечно, в реальности вопросов гораздо больше, чем здесь представлено. И мне хочется своей заметкой отразить те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли в связи с этим мероприятием. Это сугубо личные наблюдения и я допускаю, что найдутся люди, которые будут с ними не согласны.

В обследовании принимали участие 12 учеников 4-го класса (10-11 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Несколько учеников не являлись коренными носителями русского языка.

Как это все проходит?

Собираются несколько специалистов: врач-психиатр, психолог, педагог, логопед, дефектолог, учитель, администрация школы, приглашают ребенка с родителями или другим опекуном (законным представителем ребенка), общаются с ребенком, дают ему различные задания по математике, проверяют навыки чтения и письма, плюс дополнительные задания на нахождение смысла прочитанного и логику.

Первое впечатление, которое я получил – это было удивление и потрясение. Я был удивлен тем формализмом, с которым «взрослые» решают судьбу детей. Как мне показалось, что в некоторых случаях первично было «поставить диагноз», а потом уже ребенок. Меня поразил пример, в котором один мальчик от волнения грыз ногти, врач это заметил, и сразу же вынес вердикт о его невротичности, порекомендовал маме записаться на лечение, таблетки попить. Как-то сразу записал его в разряд «больных». Видимо это сугубо «врачебный» подход, согласно которому сперва ставится диагноз, а затем начинается работа с человеком.

Более того, основное и окончательное решение принимал один человек (врач), а другие члены комиссии лишь фиксировали промежуточные результаты диагностики и соглашались с поставленным диагнозом. На мой взгляд, это не совсем корректно. А если этот человек ошибается? И ему даже не возражают?! И это странно, что так происходит, ведь в каком-то смысле решается вопрос о судьбе ребенка.

Позже, я потом выяснил, что остальные специалисты выражают свое мнение в документах, которые подготовлены к ПМПК, а на комиссии опираются на эти документы при принятии решения.

Какие задания дают?

На чтение давали небольшой текст на полстраницы. В дополнение к этому, ребенка спрашивали смысл прочитанного, что он помнит, задавали наводящие вопросы по содержанию прочитанного текста.

Мне показался интересным вопрос. Почему так говорят? Тише едешь – дальше будешь.
Такой вопрос был задан врачом-психиатором.

Я здесь засомневался в том, насколько корректен этот вопрос и применимо ли его задавать ребенку десяти лет? В ходе беседы мне стало ясно, что от ребенка требуют понимания смысла этой пословицы.
Но сам по себе вопрос «почему» не выявляет смысл. Он направлен на выявление причин.
И я слышал, как некоторые дети начинали свой ответ со слов «потому что…».

Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»
И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?

Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.

Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.

Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.

Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.
Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?

А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.

Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?

По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.

Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием. Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.

В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.

У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.

Позиция родителей и «вердикты»

Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям. Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии. Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».

Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.

И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя. А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.

Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.

Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.

Позиция учителей и администрации школы

Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.
От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда. И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.

И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.

Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.

Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество. И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто. И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.

Что же все-таки радует?

Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной. И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.

«Моего ребёнка отправляют на ПМПК. Но мы не пойдём! Ни за что!», «Школьный консилиум давно рекомендовал родителям обратиться с ребёнком в ПМПК, но они этого так и не сделали» - такие заявления можно услышать достаточно часто.

Не секрет, что детей с проблемами в учёбе, поведении, развитии с каждым годом становится всё больше и больше (к большому сожалению). Однако далеко не все они приходят за помощью – к врачам, педагогам, в психолого-медико-педагогическую комиссию, т.е. к тем, кто помог бы им найти решение наболевших вопросов. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Как правило, родители отказываются от посещения ПМПК по той причине, что плохо понимают, что это такое, чем это может быть полезно и чем может «грозить». И их можно понять, потому что то, о чём мало информации, всегда тревожит. Посудите сами: мы очень переживаем, когда нам предстоит какая-то медицинская процедура, которую мы раньше не проходили, или экзамен. И если бы мы точно знали, что конкретно будет делать врач, или какой именно билет попадётся на экзамене, мы бы волновались не так сильно, и шли бы туда с большей охотой и с меньшими опасениями, так ведь? Значит, чтобы родители всё же прислушались к совету сходить на обследование в ПМПК , им нужна как можно более полная и достоверная информация о самой комиссии и о процедуре обследования.

Расскажу об этом подробнее, и предлагаю остановиться на следующих пунктах:

· Что такое ПМПК и для чего она нужна?

· Кого могут направить на ПМПК?

· Как проходит обследование?

· Как подготовиться к комиссии?

· Как себя вести во время обследования вашего ребёнка на ПМПК?

· Что делать после комиссии?

Итак, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, т.е. организация, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, врач-невролог и врач-психиатр;, иногда и ряд других специалистов – воспитатель, педагог начальных классов, например). Основная задача комиссии – выявить причины проблем в обучении ребёнка и рекомендовать ему образовательную программу, которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в учёбе, поведении, взаимоотношениях, здоровье, развитии).

На ПМПК направляют не всех детей, не любого из них, не «тупых» и не «психов». И если вашему ребёнку рекомендуют пройти комиссию, а вы говорите, что у вас нормальный ребёнок, то вы абсолютно правы. Любой любящий родитель именно так и считает, и это правильно! Просто часто бывает, что некоторым детям (возможно, ваш – как раз в их числе) нужна особая поддержка (педагогическая, психологическая, медицинская), без которой им очень трудно в школе, да и в жизни.

Нарушения только в поведении не являются основанием для направления ребёнка на комиссию. Для этого должны быть более веские причины, связанные с качеством освоения программного материала. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что, к сожалению, многие родители не видят проблем в учёбе ребёнка (и это не всегда их вина, это может быть связано с тем, что сейчас очень сильно изменилась программа обучения, требования к ученику и прочее).

Если вы хотите понять, не зря ли вас настойчиво направляют на ПМПК, попробуйте самостоятельно проанализировать хотя бы тетрадки вашего ребёнка, ответив для себя на такие вопросы (естественно, в зависимости от того, в каком классе он учится):

1. Много ли орфографических ошибок (т. е. ошибок «на правила»)? Есть ли ошибки, связанные с неправильным написанием букв, цифр ("зеркальное" написание, замены похожих букв (а-о, б-д, п-т, м-л, и-ш и т.д.) или букв, обозначающих похожие звуки (б-п, д-т, в-ф, о-ё, у-ю))? Встречаются ли ошибки, связанные с простыми правилами: жи-ши, ча-ща, чу-щу? Не забывает ли ребёнок, как пишется та или иная буква или цифра? Не пишет ли он предлоги со словами слитно? Не соединяет ли несколько слов в одно? Правильно ли согласует слова в предложении в роде, числе, падеже? Может ли самостоятельно сделать разбор слова или предложения?

2. Сколько в тетрадках работ, которые он сделал совершенно самостоятельно, без подсказок? Какое их качество?

3. Как считает ребёнок - в уме, по пальцам, по линейке? В пределах 10, 20, 100 или 1000? Знает ли таблицу умножения и насколько хорошо? Может ли самостоятельно решить задачу?

4. Как читает ребёнок - по буквам, по слогам или целыми словами? Часто ли допускает ошибки при чтении? Насколько хорошо понимает прочитанное? Может ли сам связно пересказать то, что прочитал?

5. Во сколько лет ребёнок пошёл в первый класс - было ли ему 7 лет на момент поступления в школу? Насколько он был готов к началу школьного обучения? Не говорили ли педагоги, что ему рановато учиться?

Чтобы более объективно оценить школьные умения и навыки Вашего ребёнка, рекомендую поприсутствовать на уроках по основным предметам, сравнить ответы своего ребёнка с ответами других детей. Кроме того, это поможет Вам понять требования программы.

Ещё рекомендую сходить с ребёнком на консультацию к детскому врачу-психиатру или хотя бы к неврологу (невропатологу) и спросить их совета - стоит ли идти на комиссию, т.к. многие физиологические причины (например, ММД - минимальные мозговые дисфункции, или СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности) тоже могут мешать успешному обучению в школе. К слову, эти проблемы - вполне решаемы, и, если их не запускать, то можно преодолеть уже к концу 4-ого класса.

Что представляет собой диагностическая процедура на ПМПК? Как правило, обследование ребёнка проходит в виде беседы, в ходе которой ему предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий разнообразного характера: сложить из частей картинку или фигуру, запомнить определённое количество слов или изображений, разложить последовательно несколько картинок с единым сюжетом и так далее; а также выполнить несложные задания из школьной программы. Т.е. задания, которые на комиссии предлагаются ребёнку, касаются не только школьных знаний и умений. В большей степени они носят психологический характер , потому что успешность ученика в школе как раз напрямую и зависит от того, насколько хорошо развиты у него психические процессы - память, внимание, речь, восприятие, мышление. Вся беседа обычно занимает от 30 до 50 минут в зависимости от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Родители обязательно присутствуют на диагностике, но не вмешиваются в её ход, а только наблюдают. В ходе обследования ведётся протокол, в который заносятся ответы ребёнка, а также краткие выводы по каждому из проверяемых показателей.

После заполнения всех документов специалисты комиссии озвучивают для родителей рекомендации по дальнейшему обучению ребёнка, по оказанию ему необходимой психологической, педагогической, медицинской помощи.

Как же подготовиться к комиссии? Нет никакого смысла пытаться найти вопросы, которые могут быть заданы во время обследования, и заучивать с ребёнком ответы на них. Во-первых, никто не может сказать точно, какие именно вопросы зададут или какие задания предложат выполнить каждому конкретному ребёнку (это зависит от его индивидуальных особенностей, от возраста, уровня развития и пр.). А во-вторых, усиленная предварительная подготовка может сильно исказить реальную картину дел у ребёнка, а значит, заключение специалистов и их рекомендации могут оказаться неподходящими, не соответствующими действительности и бесполезными. Вы ведь, когда идёте к врачу, не скрываете симптомов заболевания, т.к. понимаете, что иначе лечение будет неправильным.

Конечно, обследование на ПМПК - это в какой-то мере стресс, но только от вас, родителей, от того, как вы настроите ребёнка, что ему скажете, зависит, насколько сильным этот стресс будет. По опыту могу сказать, что дети больше всего нервничают и переживают тогда, когда родители им говорят о большой важности этого, увещевают, что нужно обязательно отвечать правильно, что от ответов ребёнка многое зависит и т.п. Поэтому – запомните: «строжить» (заранее ругать) ребёнка однозначно не стоит; это только повысит уровень его тревожности, а следовательно, может блокировать мыслительные процессы, и тогда ребёнок просто замкнётся. Соответственно, хороших результатов тогда точно не будет. Пожалуй, скажу даже так: ни в коем случае нельзя ругать дочь или сына ни до, ни после комиссии, какой бы результат они ни показали!!! Потому что от воли и желания ребёнка это не зависит!!! Ругать нужно только себя: как правило, это именно родительские ошибки, невнимание к собственным детям приводят ребят к неуспешности.

Поэтому, если Вы решите сходить на ПМПК, то лучше сказать своему ребёнку примерно следующее: "Мы с тобой сходим на комиссию, там тебе будут задавать разные вопросы, показывать разные интересные картинки и давать задания. Ты отвечай так, как знаешь. Если не знаешь, как ответить на вопрос, то так и скажи - не знаю. В этом нет ничего страшного, потому что не бывает людей, которые могут ответить на все вопросы. Я, например, тоже не всегда могу это сделать. И знай: как бы ты ни отвечал, я всё равно тебя очень сильно люблю, и ты для меня - самый лучший". И после обследования непременно похвалите ребёнка: он сейчас работал так напряжённо, как, возможно, не работал очень давно.

Как вести себя на ПМПК? Вообще, повторюсь, комиссия нужна не для того, чтобы детей наказать или куда-то "отправить", а для того, чтобы помочь, определить те условия, которые будут способствовать успешному обучению ребёнка (образовательная программа - главное из этих условий). Поэтому «защищать» ребёнка от кого-то на комиссии, «оправдывать» его нет необходимости: специалисты и так изначально на его стороне. Кроме того, как правило, специалисты, работающие в ПМПК, имеют значительный опыт общения с детьми, и обязательно делают скидку ещё и на естественное волнение ребёнка.

Вам нужно будет, присутствуя при обследовании вашего сына или дочери, просто молча наблюдать за всем происходящим, не подсказывая, не перебивая, не вмешиваясь, не охая и не ахая. И, естественно, совершенно недопустим ваш смех в случае нелепых ответов ребёнка, так как это может сбить его с мысли и привести к обиде, а иногда – и к отказу отвечать дальше. Просто «мотайте на ус», какие упущения есть и над чем вам с вашим чадом нужно поработать.

Чем может «грозить» ребёнку и его родителям обращение в ПМПК? Тем, что могут подтвердиться опасения, касающиеся развития ребёнка. Тем, что будут вслух названы существующие проблемы. Тем, что придётся искать решение этих проблем и предпринимать для этого какие-то конкретные действия, прикладывать моральные, интеллектуальные и физические усилия (а бывает, и материальные).

Иногда можно услышать: «Вот пока мы не сходили на эту комиссию, у нас всё было хорошо!» Позвольте на это возразить: нет, хорошо не было, иначе бы никто ребёнка на ПМПК не отправлял. Комиссия не могла создать тех проблем , которых не было, она могла только выявить, поднять на поверхность те, которые уже существовали, но на которые раньше не обращали внимание, закрывали глаза, старались не замечать или прятали поглубже. Так что после обследования на ПМПК стоит посмотреть на ситуацию реально и, наконец, начать что-то делать для того, чтобы ребёнку было легче. Тем более, что пути решения уже показаны.

Конечно, часто родители всё равно испытывают огромную тревогу и сомнения по поводу обращения в ПМПК, несмотря на то, что вся информация и документация комиссии строго конфиденциальна и передаче третьим лицам не подлежит. В этом случае каждая семья может вначале прийти на консультацию (в том числе анонимную), а уже затем решать вопрос о необходимости и целесообразности психолого-педагогического обследования.

Итак, после прохождения комиссии действия родителей могут быть следующие. Сначала необходимо спокойно обдумать данные вам рекомендации и прикинуть все варианты : как ситуация может сложиться дальше и в том случае, если вы согласитесь с советами, и в противоположном. Если вы согласны с выводами ПМПК, то тогда нужно решить, будете ли вы переводить ребёнка в другую школу (другой класс), или же он останется там, где и был, но его станут обучать по другой программе. Копию документа, выданного ПМПК вам на руки, необходимо будет предоставить в ту образовательную организацию, в которой ваш ребёнок будет продолжать обучение.

Подчеркну особо – комиссия даёт рекомендации , а не приказы к исполнению. То есть право и обязанность родителей – хорошенько обдумав и взвесив все «за» и «против», самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано, или нет. Однако мамам и папам (или другим законным представителям) стоит помнить, что ответственность за это решение, а значит, и за дальнейшую судьбу ребёнка, также лежит только на них .

Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова

Необходимость создания объединенных комиссий из числа представителей управления образованием, педагогов, педиатров, логопедов, психологов обусловлена увеличением с каждым годом числа детей с различными отклонениями. Кто направляет на ПМПК, так это школа на основании результатов первого года обучения.

Если ребенка направили на ПМПК — это не приговор. И не стоит воспринимать данную комиссию как некий карательный орган. Напротив, она призвана помочь родителям и учителю максимально развить способности обучающегося.

Иногда родители выплескивают весь негатив именно на учителя, поскольку с его подачи формируется список детей для обследования на данной комиссии. Надо понимать, что у педагога нет цели поставить клеймо в виде диагноза «задержка развития» или «олигофрения».


Причем предлагая обследоваться, учитель в качестве аргумента предоставляет на комиссию множество письменных работ ученика. Да и во время заседания самой комиссии с ребенком общаются в присутствии одного из родителей, чтобы тот видел реакцию своего ребенка на тот или иной вопрос.

Если ребенка направили на ПМПК, родители вправе отказаться. В таком случае, отказ следует зафиксировать письменно. Это нужно скорее школе, нежели родителям. Дело в том, если преодолеть пробелы в знаниях не удастся и положение дел будет в следующих классах усугубляться, прежде всего с учителя спросят, почему он не дает нужное качество знаний.

Отказываясь от ПМПК, родители могут нанести непоправимый вред своему ребенку. Во-первых, если даже единодушно будет диагностирована задержка в развитии — это не окончательный вердикт. Та же комиссия даст конкретные советы, как правильно развивать слабые стороны ребенка. И через какое-то время, совместными усилиями родителей и школы, пробелы будут ликвидированы и диагноз снят.


Во-вторых, имея на руках рекомендации специалистов ПМПК, у учителя будет основание делать послабления в требованиях к ребенку и ему не придется испытывать постоянный стресс от того, что он «хуже всех». Возможно ребенок совсем не обучаем и опять же на основании этой комиссии его можно официально перевести на другую программу, где он будет продвигаться по ступенькам знаний в соответствии со своими способностями и своей скоростью.

Иногда комиссия дает направление на обучение в специальной коррекционной школе. Даже если ребенок будет продолжать обучение в обычной общеобразовательной школе, у учителя будут все основания, снизить требования к нему. Ведь если ребенку не дается обучающий материал, на то должны быть причины. Именно их и поможет установить психолого-медико-педагогическая комиссия.

Есть и еще один положительный момент в организации такой комиссии — все специалисты собираются вместе в конкретном месте. Это может быть даже выезд в конкретную школу на 1-2 дня. Родителям не придется тратить драгоценное время, чтобы пройти всех специалистов. Иногда помимо детского психолога, педиатра, логопеда, в состав включают и узких специалистов (ЛОР, окулист).


Важно, что комиссия не только выносит вердикт, но и предлагает конкретные меры реабилитации. Составляется конкретный план выхода из сложившейся ситуации. Как правило, он разбивается на этапы с промежуточным контролем. Такая мера бывает необходима, потому как порой причиной задержки развития бывает сама семья, ведущая антисоциальный образ жизни и просто не желающая уделять должного внимания ребенку.

В качестве контролирующего органа выступает социальный педагог школы совместно с классным руководителем. Если родители по каким-то причинам не доверяют или не согласны с мнением членов комиссии, они вправе пройти комиссию более высокого уровня (городскую, краевую, областную).

Левченко Анастасия Владимировна

учитель-логопед МБДОУ №46

Перед тем как дошкольники зачисляются в логопедическую группу или на логопункт, они проходят городскую психолого — медико — педагогическую комиссию. подтверждает, что дети нуждаются в занятиях с логопедом. Обучение с логопедом заканчивается, дети идут в школу. Теперь надо снова пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, которая решит, либо вывести ребенка из логопункта или логопедической группы, либо оставить для дальнейшего обучения на школьном логопункте, либо порекомендует школу для детей с речевыми нарушениями.

Как проходит ? На каждого ребенка отводится примерно 15 минут.

Что спрашивают специалисты ?

Обычно, фамилию, имя, отчество, как зовут родителей. Ребенок должен уметь рассказать о бабушке, дедушке, сестре или братишке, а так же могут спросить и о домашних питомцах (кличка, возраст, какого цвета животное). Спрашивают о том, как ребёнок добирается до садика, какое сейчас время года, могут спросить все месяцы, а могут попросить назвать, например, осенние месяцы и т.д. Все это дети должны знать.

А так же будущий первоклассник должен знать , когда он пойдет в первый класс. Какое это будет время года. Когда у ребенка день рождения. Могут спросить, какое время года было до осени и. т. д. Необходимо знать, что такое будни и что такое выходные, и объяснять последовательность каждого дня недели.

К первому классу ребенок должен знать основные и оттеночные цвета, формы, а так же уметь определять, какой из предметов длиннее, а какой короче, какой больше, а какой предмет меньше.

Ребенок должен ориентироваться в пространстве и уметь правильно называть, где находится предмет: вверху, внизу, справа, слева и. т. д.

Ребенок должен знать счет в пределах 10 туда и обратно.
Просят рассказать стихотворение, которое должно соответствовать возрасту. Можно рассказать стихотворение, которое ребёнок недавно учил на праздник к 23 февраля или к 8 марта. Если стихотворение о времени года, то лучше взять о весне, чтобы соответствовало действительности. Часто спрашивают, о ком или о чем стихотворение. Например, если стихотворение о весне, просят произнести это слово по звукам, назвать, сколько слогов, сколько согласных, сколько гласных, твердых согласных, звонких, мягких и глухих.

Проверка знаний на умение обобщать несколько разных предметов в одну категорию (ручка, карандаш, альбом, краски – это школьные принадлежности).

Кроме того, ребенок должен уметь найти на картинке лишний предмет и объяснить, почему именно он лишний. Также должен знать, для чего какой предмет нужен или что он делает (холодильник — для хранения пищи, а для чего нужен чайник…? и. т. д.)

Также у детей проверяют мелкую моторику. Просят показать козу, зайца, сделать колечки с определенным пальцем либо по очереди, ребенок должен повторить. Часто просят положить указательный палец на средний, или средний на безымянный и наоборот. Проверяют фонематический слух, т.е. просят повторить ряд слогов са-ша-са, ча-тя-ча.

Вот примерные вопросы, которые спрашивают специалисты :

  1. Времена года, перечислить, назвать признаки (лето, осень, зима, весна)
  2. В какое время года и в каком месяце у тебя день рождения? (март, апрель, май-это весна, весенний месяц) Расскажи, что бывает весной?
  3. Придумай слово на звук «А» (арбуз, автобус, аист).
  4. Составь предложение.
  5. Что такое слог, слово, буква, предложение. Различать понятия звук, слог, слово (слог ничего не обозначает, а слова обозначают. Например: «А» — это звук, буква, «Са» — это слог, сани – слово).
  6. Предложение «Мы катались на санях». В предложении четыре слова. Первое слово –мы, второе — катались, третье — на, четвертое — санях.
  7. Сколько месяцев в году? Дней недели? Частей в сутках? Времен года?
  8. Разбери слово «Грач». Назови гласные и согласные звуки (три согласных, один гласный звук. Один слог, так как всего один гласный звук «А») .
  9. Определить твердые и мягкие звуки.
  10. Разделить слова на слоги (ку-би-ки, ма-ши-на)
  11. Запомни слоги и воспроизведи (са-за-са, жа-ша-жа, ча-тя-ча) .
  12. Когда ты пойдешь в школу, какое будет время года. (Осенью, в сентябре).
  13. Что ставим в конце предложения? (Точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Предложение начинается с большой буквы). А что еще пишут с большой буквы? (имена людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей).
  14. В каком городе ты живешь? Назови адрес, номер квартиры.
  15. Какая у тебя семья? Сколько человек?
  16. Какой дом? (деревянный, каменный, одноэтажный, многоэтажный или 8-9-10 этажный).
  17. На каком транспорте добираешься до детского сада (трамвае, автобусе и. т. д.)
  18. Придумай слова со звуком «Р» (в начале слова: рак, ромашка, радуга, в середине слова – март, в конце слова- мотор).
  19. Определи звуки в слове. (РАК: первый – «Р», второй звук «А», третий «К»). Какой звук первый, какой – последний.
  20. Слова сложной структуры (умение повторить)

Строительство Революция

Экскурсия Космодром

Экскурсовод Космонавт

Электричество Вертолёт

Экскаватор Аэропорт

Экскаваторщик Прямоугольник

Аквариум Треугольник

Коридор Проталины

Раскладушка Подполковник

Циферблат Велосипедист

Милиционер Мотоциклист

Регулировщик Универмаг

Листопад Кораблекрушение

Снегопад Циркуль

Сыворотка Бульдозер

Ледоход Фотоаппарат