Условия для получения образования детьми с овз. Образование детей с овз


ЛИТЕРАТУРА Конституци я Российской Федерации Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3. – М.: Школьная книга, Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей / С.В. Алехина и др.; - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Выпуск 7. – М.: Школьная книга,2010.


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам… 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ … понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.


ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Включает в себя: Создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации. Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями. Организация питания и медицинского обслуживания необходимого для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе. Финансовое обеспечение. Материально-техническое обеспечение.


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 1. Вся нормативно-правовая база, фиксирующая права ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 2. Разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей (например, наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе и новыми. Возникающими в процессе образования).


ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров: - территориальной ПМПК, - методического центра, - ППМС-центра, - Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, - специальных (коррекционных) школ, - органов социальной защиты, - организаций здравоохранения, - общественных организаций.


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПИТАНИЯ Здоровьесбережение как одна из задач образовательного процесса. Ранняя диагностика заболеваний органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и других соматических заболеваний. Необходимость в диспансеризации обучающихся. Диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия. Организация питания (например, специальные приспособления для приема пищи).


ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований, включенных в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы, в том числе оснований для оплаты специалистам, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. 2. Культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки ИКТ.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (ВКЛЮЧАЯ АРХИТЕКТУРНОЕ) ОБЕСПЕЧЕНИЕ соблюдение санитарно-гигиенических норм; возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к объектам инфраструктуры ОО; социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места и др.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребности детей с ОВЗ.


Приспособление зданий, а именно: устройство пандусов; расширение дверных проемов; замена напольных покрытий; демонтаж дверных порогов; установка перил вдоль стен внутри здания; устройство разметки; оборудование санитарно-гигиенических помещений; переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов узких специалистов: учителей-логопедов, педагогов- психологов, комнат психологической разгрузки; создание информационных уголков; установка подъемных устройств и др.


Программное обеспечение: специальная мебель (например, стулья с регулируемой высотой); компьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами; учебные пособия для работы педагога-психолога, учителя- логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы; наборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития; оборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции; обильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции;


Продолжение: интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами; комплекты компьютерного, телекоммуникационого, специализированного оборудования и программного обеспечения; реабилитационное оборудование; кислородные концентраторы и коктейлеры; реабилитационные тренажеры (эллиптические эргометры, велоэргометры, виброплатформы, беговые и массажные дорожки); специализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы; кабинеты логотерапевтической коррекции и коррекции психоэмоционального состояния;


Продолжение: универсальные цифровые устройства для чтения; цифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD; документ-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста; портативные устройства для чтения плоскопечатных текстов; настольные электронные увеличительные устройства; слуховые тренажеры «Соло-01В» (М); аудиоклассы АК-З(М) «Сонет-01-1»; лингводидактические комплексы; Автобусы ПАЗ и ГАЗЕЛЬ и др.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса: в соответствии с п ФГОС начального образования «Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы...»





Продолжение В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г «О внедрении ФГОС общего образования» дано разъяснение, что «стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ». В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности здоровья детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса В соответствии с п ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования....


Продолжение В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г «О введении ФГОС общего образования» дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.


Продолжение (ФЗ ст. 2, п.п. 28) «Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разработанная на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении: - предусмотреть в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем; - организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку адаптированной образовательной программы; - организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей и др.


КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками. Компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной 0 педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии и др.


Алгоритм создания специальных образовательных условий 1. Детям с ОВЗ необходимо получит медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. 2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико- педагогическое обследование и готовит рекомендации. 3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных условий. 4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы. 5. Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения. 6. Комплексное взаимодействие образовательных учреждений. 7. Материально-техническое обеспечение всех категорий обучающихся. 8. Индивидуально ориентированные условия.






Бушина Валентина Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ Приаргунская СОШ

Забайкальский край

Приаргунский район.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ», в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования нового поколения. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Организация такого образования является одной из важных задач государства.

Инклюзивное образование предполагает включение ребенка с ОВЗ в общество здоровых сверстников как равного, но с учетом его особых потребностей в организации жизненного пространства.

Основная цель образовательного учреждения – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с ОВЗ и их сверстников. Данную цель позволяет выполнить Программа коррекционной работы. Программа направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников в условиях ФГОС на первой ступени обучения. В числе этих проблем:

    коммуникативные проблемы;

    эмоциональные нарушения поведения;

    несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;

    низкая познавательная и учебная мотивации;

    негативные тенденции личностного развития;

    дезадаптация в школе;

    неуспеваемость и другие.

С подобными проблемами сталкивается каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности.

Цель деятельности учителя, у которого в классе есть ребенок с ОВЗ – создание оптимальных условий для развития каждого ребенка в классе.

Для этого он решает следующие задачи:

    Создаёт атмосферу эмоционального комфорта, формирует толерантное отношение в классе.

    Применяет адекватные возможности современные технологии, методы, формы организации учебной деятельности в соответствии с потребностями обучающихся.

    Адаптирует содержание учебного материала, с выделением необходимого и достаточного, для освоения его ребенком с ОВЗ.

Как правило, первым принимают на себя ответственность за обучение детей с ОВЗ педагоги начальной школы. От того, как учитель начальных классов сумеет заложить первоначальные универсальные учебные действия, во многом зависит успешность дальнейшего обучения ребёнка с ОВЗ.

Приведу пример из собственной педагогической практики. Во время приема детей в 1 класс поступил родительский запрос на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) в обычном классе. У ребенка имелись двигательные, речевые, психические нарушения. Возникла необходимость в специальном курсе обучения, который был пройден дистанционно при Московском психолого-педагогическом университете.

Совместно со специалистами школьной Службы здоровья (психологом, логопедом, медицинским работником) была проведена комплексная диагностика данного ребёнка. На основании диагностики были определены его образовательные потребности, на какие возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов сопровождения являются самыми актуальными. В процессе обучения родители выступали партнерами, помогали учителю и другим специалистам сопровождения.

Учебные занятия начинались с уроков чтения. В процессе работы над текстом устанавливался контакт с ребенком. Необходимо помнить, что на вопросы дети с ОВЗ отвечают простыми предложениями, в которых отсутствуют средства литературной выразительности.

К концу 1 класса Сережа читал 30 слов в минуту, составлял рассказ по серии картинок. Практика показала: уроки русского языка у данного ребёнка не вызывали особых затруднений. Мальчик обладал хорошей памятью, поэтому хорошо усваивал правила. Основная трудность заключалась в скорости письма, которая была невысокая. Учителю здесь важно было проявить терпение: помочь перевернуть страницу, придержать линейку при подчеркивании, делать короткие передышки для массажа пальчиков.

К трудным урокам был отнесён урок математики. При освоении таблицы сложения, решении задач необходимо использовать таблицы, рисунки. Это способствует снятию нервозности, развитию зрительной памяти. Геометрический материал давался легко, но построение фигур вызывало затруднения в силу заболевания. Программный материал 1 класса мальчик усвоил, мог на уроке работать, самостоятельно выполняя задания. Следует отметить, что успешность обучения данного ребёнка зависела в первую очередь от совместно приложенных усилий педагога, родителей и специалистов Службы здоровья.

Очень важным моментом работы педагога с обучающимся с ОВЗ является вовлечение его во внеурочную деятельность. Мальчик принимал посильное участие в общешкольных конкурсах, выставках, научно-практической конференции.

Приятно удивляли его отношения со сверстниками, со временем дети перестали обращать внимание на его физические недостатки, а всячески помогали ему социализироваться.

В заключении несколько полезных советов педагогам, которые уже работают с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также тем, кому предстоит включиться в подобную обучающую деятельность:

    Предоставляйте каждому ребенку возможность работать в присущем
    ему темпе. Недопустимы в это время замечания: «Быстрее!», «Задерживаешь всех!». Предложите ребенку пропустить очередную запись или заменить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.

    Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться
    с индивидуальным темпом. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе. Дети выполняют задание, но работа останавливается независимо от степени ее завершенности. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми.

    Индивидуализации может способствовать организация групповой работы. В начале обучения ее нельзя использовать в полной мере, необходимо постепенно вводить ее. Важно учитывать необходимость смены состава группы для формирования у детей адекватной самооценки. В некоторых случаях нужно исключить соревнования между группами детей, чтобы не было взаимных упреков, нарушения атмосферы сотрудничества класса.

    Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание. Например, детям разрешается на уроке занять на какое-то время удобное положение: работать стоя, при желании поменять рабочее место (было бы неплохо иметь в классе несколько конторок); походить на носках, сделать стойку на одной ноге, напрячь стопы, голени, бедра, живот. Учитель может «постоять за спиной ребенка», положить руку на плечо, разрешить пошептаться.

    Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Учите детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим. Но не запрещайте детям говорить вслух, через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового и трудного материала.

    Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Чаще предлагайте детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.

    Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не сколько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.