Специальные условия помощь на. Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ

Организация обучения в школе лиц с ограниченными возможностями

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе.

Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:

  • ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
  • Закон г. Москвы №16 от 28.10.2010 «Об Образовании лиц с ограниченными возможностями» (в ред. от 25.06.2014 г. №37) (далее Закон г. Москвы). В качестве примера обратимся к Закону г. Москвы, регламентирующем основные положения образования лиц с ОВЗ. Каждый субъект РФ имеет право принять подобный закон на региональном уровне.
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.).

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Прием лиц с ОВЗ в школу

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования . Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ (ст.11 Закона г. Москвы).

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Что такое специальные условия обучения?

Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
  • предоставление услуг ассистента/тьютера;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимаются окружные и городские ПМПК.

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.


ЛИТЕРАТУРА Конституци я Российской Федерации Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3. – М.: Школьная книга, Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей / С.В. Алехина и др.; - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Выпуск 7. – М.: Школьная книга,2010.


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам… 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ … понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.


ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Включает в себя: Создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации. Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями. Организация питания и медицинского обслуживания необходимого для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе. Финансовое обеспечение. Материально-техническое обеспечение.


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 1. Вся нормативно-правовая база, фиксирующая права ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 2. Разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей (например, наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе и новыми. Возникающими в процессе образования).


ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров: - территориальной ПМПК, - методического центра, - ППМС-центра, - Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, - специальных (коррекционных) школ, - органов социальной защиты, - организаций здравоохранения, - общественных организаций.


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПИТАНИЯ Здоровьесбережение как одна из задач образовательного процесса. Ранняя диагностика заболеваний органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и других соматических заболеваний. Необходимость в диспансеризации обучающихся. Диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия. Организация питания (например, специальные приспособления для приема пищи).


ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований, включенных в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы, в том числе оснований для оплаты специалистам, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. 2. Культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки ИКТ.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (ВКЛЮЧАЯ АРХИТЕКТУРНОЕ) ОБЕСПЕЧЕНИЕ соблюдение санитарно-гигиенических норм; возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к объектам инфраструктуры ОО; социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места и др.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребности детей с ОВЗ.


Приспособление зданий, а именно: устройство пандусов; расширение дверных проемов; замена напольных покрытий; демонтаж дверных порогов; установка перил вдоль стен внутри здания; устройство разметки; оборудование санитарно-гигиенических помещений; переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов узких специалистов: учителей-логопедов, педагогов- психологов, комнат психологической разгрузки; создание информационных уголков; установка подъемных устройств и др.


Программное обеспечение: специальная мебель (например, стулья с регулируемой высотой); компьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами; учебные пособия для работы педагога-психолога, учителя- логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы; наборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития; оборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции; обильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции;


Продолжение: интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами; комплекты компьютерного, телекоммуникационого, специализированного оборудования и программного обеспечения; реабилитационное оборудование; кислородные концентраторы и коктейлеры; реабилитационные тренажеры (эллиптические эргометры, велоэргометры, виброплатформы, беговые и массажные дорожки); специализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы; кабинеты логотерапевтической коррекции и коррекции психоэмоционального состояния;


Продолжение: универсальные цифровые устройства для чтения; цифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD; документ-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста; портативные устройства для чтения плоскопечатных текстов; настольные электронные увеличительные устройства; слуховые тренажеры «Соло-01В» (М); аудиоклассы АК-З(М) «Сонет-01-1»; лингводидактические комплексы; Автобусы ПАЗ и ГАЗЕЛЬ и др.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса: в соответствии с п ФГОС начального образования «Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы...»





Продолжение В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г «О внедрении ФГОС общего образования» дано разъяснение, что «стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ». В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности здоровья детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса В соответствии с п ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования....


Продолжение В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г «О введении ФГОС общего образования» дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.


Продолжение (ФЗ ст. 2, п.п. 28) «Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разработанная на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении: - предусмотреть в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем; - организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку адаптированной образовательной программы; - организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей и др.


КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками. Компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной 0 педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии и др.


Алгоритм создания специальных образовательных условий 1. Детям с ОВЗ необходимо получит медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. 2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико- педагогическое обследование и готовит рекомендации. 3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных условий. 4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы. 5. Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения. 6. Комплексное взаимодействие образовательных учреждений. 7. Материально-техническое обеспечение всех категорий обучающихся. 8. Индивидуально ориентированные условия.






Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Руководитель ТОПМПК,

учитель-дефектолог Авдюкова С.О.

Проблемой оказания помощи детям с трудностями в обучении педагоги занимаются многие десятилетия. Открывались классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации - все это свидетельствует о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям обучающихся.

Уже больше полувека нормативно-правовые документы разных уровней определяют права детей с ограниченными возможностями здоровья. Международный уровень: Декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10.12.1948 г. Ст.1; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (утв. в дек.1960 г.); Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 г.); Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты резолюцией 48/96 Ген.Ас.ООН 20.12.1993 г. п.1, п.2); Федеральный уровень: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 21.07.2014 г.). Закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые закладывает правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране. Можно долго перечислять статьи, которые призваны защищать права детей данной категории, в том числе Ст. 79.: Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети имеющие: нарушения слуха; нарушения зрения; тяжёлые нарушения речи; нарушения опорно-двигательного аппарата; нарушения интеллекта; выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра; задержка психического развития; комплексные нарушения развития. Число детей с задержкой психического развития неуклонно растет. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, а теперь дети с ЗПР получают именно такой статус вместе с рекомендованной программой, предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования.

Почему так много внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья. По данным Министерства здравоохранения РФ: 80 % новорожденных физиологически незрелые, от 83 до 92 % имеют неврологическую патологию, 30 % генетические нарушения, практически нет детей условно нормально развивающихся (базовое здоровье). В 2013 году вышел приказ Министерства здравоохранения РФ о 500 граммовых детях, им сейчас около 2 лет, они начинают появляться в дошкольных образовательных организациях, 50-60 % из них будут с множественными нарушениями. В 2020-2021 году эти дети пойдут в школу, и родители будут требовать образование. Специалисты Москвы сегодня говорят о том, что 67 % первоклассников не готовы к обучению, в итоге, 67 % к 4 классу не освоили программу. Что касается детей с расстройствами аутистического спектра - на Международной конференции в Екатеринбурге в сентябре этого года специалисты из Израиля привели такие данные: в 2010 году насчитывался 1 такой ребенок к 110, в 2014 – 1 к 68, в 2017 году таких детей будет 2 %. По закону, дети с расстройствами аутистического спектра могут учиться в общеобразовательной школе, и если раньше, много говорили о причине возникновения различных нарушений у детей, теперь с педагогическим коллективом надо говорить о том, что нужно делать, как создать условия обучения.

Руководитель школы «Апельсин» Зицер Дима, сказал на VII Международном педагогическом форуме в Санкт-Петербурге «У детей нет никого больше, кроме учителей», и это точно отражает идею, почему об этом сегодня надо говорить. 21 век назван ООН социальным аутизмом. Живем на одном этаже много лет и не знаем, кто наши соседи, идем в гости – говорим стандартные фразы, разучились подписывать открытки – легче купить с готовым текстом. Гаджиты появляются у детей уже в детском саду и в начальной школе – на перемене дети должны бегать, 60 % интернета заполнена сексом, идет ранняя сексуализация, ребенок не готов сам фильтровать информацию. Родители не разговаривают с детьми – ребенок плачет, мама молчит, ребенок задает вопросы, мама молчит, 72% родителей просто уклонились от воспитания своих чад. Кто как не воспитатель, а потом учитель, поможет ребенку и именно учитель начальных классов, так как мышление развивается у девочек до 10-11 лет, у мальчиков до 11-13, а дальше только накапливается опыт. Вот где надо сконцентрировать все усилия и заложить фундамент.

Модернизация образования сегодня нацелена на обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализацию и дифференциацию, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Пришло время, когда педагогам надо меняться и никто не говорит, что это пройдет просто. Есть печальный опыт других стран: в начале 70-х годов в Италии закрыли все специальные коррекционные общеобразовательные школы и психдиспансеры, дети пришли в обычные школы. Все произошло быстро, не готовы были ни учителя, ни дети, в итоге получили колоссальный выплеск агрессии со стороны умственно отсталых детей, о чем умалчивают до сих пор. Поэтому в нашей стране реформы идут долго, чтобы было время увидеть отрицательное. Нельзя сломать все в одночасье. Задача взять наработки, которые уже эффективны и переложить их в инновации.

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. ФГОС является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Учителю важно понимать и принимать всех детей, учитывать их психолого-педагогические особенности, создать такие условия, чтобы ребенок сделал свое открытие, чтобы дети могли контактировать друг с другом и были вовлечены в коллективную деятельность. Также, владеть приемами диагностики высших психических функций и личностных особенностей ребенка, причем первичную диагностику желательно провести еще в дошкольном возрасте, в процессе знакомства с будущими первоклассниками.

Необходимо знать, над чем, следует работать. Во-первых, определить ряд особых потребностей, свойственных детям с ОВЗ. Из опыта работы ряда педагогов, для этого необходимо: ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не предусмотренные в программах образования нормально развивающихся сверстников, использовать специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения, индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения. Во-вторых, необходимо руководствоваться принципами коррекционной работы: индивидуальный подход, предотвращение наступления переутомления, использование методов, активизации деятельности учащихся, проявление педагогического такта, принцип доступности, без лишнего упрощения материала.

Для обучения ребенка с ОВЗ необходимо разработать адаптированную образовательную программу, которая согласовывается с родителями (ст.55 ФЗ «Об образовании в РФ») и утверждается на 1 год. Далее результаты анализируются педагогом и составляется программа на следующий год. Содержание программы – ответственность школы. В комментариях к ФЗ «Об образовании в РФ» 273 говорится, что основная роль – педагога, а не психолога, логопеда. Учитель планирует результат, форму подачи материала, объем информации. Рекомендуется составление общего плана для класса, с включением в него блоков-заданий для детей с ОВЗ, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Важно помнить, что к детям с ОВЗ нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как и к обучающимся с нормальным развитием.